Принципы функционирования региональной системы непрерывного физкультурного образования

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Д.Н. Платонов1
Доктор педагогических наук, профессор А.Н. Тамбовский2
Доктор педагогических наук, профессор И.А. Черкашин1, 2, 3, 4
1Арктический государственный агротехнологический университет, Якутск
2Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Московская область
3Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
4Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Якутск

Цель исследования – повышение эффективности функционирования региональной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в Республике Саха на основе разработки принципов ее функционирования и механизма их реализации в современных социально-экономических условиях.
Методика и организация исследования. Экспериментальную базу исследования составили республиканские учебные заведения, готовящие специалистов по физической культуре и спорту (Республиканское училище (колледж) олимпийского резерва им. Р.М. Дмитриева, Якутский и Вилюйский педагогические колледжи, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова), ряд образовательных заведений Министерства по физической культуре и спорту и Министерства образования и науки Республики Саха.
Результаты исследования и выводы. Сформулированы восемь принципов эффективного функционирования рассматриваемой региональной системы физкультурного образования и условия реализации сформулированных принципов функционирования данной системы. Перечень выделенных условий, способствующих практической реализации сформулированных нами принципов эффективного функционирования региональной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров, будет изменяться как в количественном, так и в содержательном плане, чтобы стать объектом отдельного самостоятельного исследования. Результативность функционирования региональной системы непрерывной подготовки профессиональных физкультурно-спортивных кадров, которая представляет собой фактически полиструктурное образование, зависит не только от взаимосвязей ее компонентов и принципов функционирования, но и от механизма реализации этих принципов и особенностей условий Республики Саха. При этом при разработке предлагаемых принципов учитывались существующие особенности социально-экономических условий в России и соответствующие запросы общества.

Ключевые слова: принципы функционирования, Республика Саха, региональная система образования, физическая культура и спорт, подготовка кадров.

Литература

  1. Гуляев М.Д. Модернизация управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне (на примере Республики Саха, Якутия): монография / М.Д. Гуляев. – М.: Советский спорт, 2012. – 352 с.
  2. Данилов Д.А. Организационно-педагогическое обеспечение интеграции физического и духовного воспитания юношей в этнокультурном пространстве: монография / Д.А. Данилов, И.А. Черкашин. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2010. – 247 c.
  3. Дерека Т.Г. Акмеологические основы динамики формирования деятельностного компонента амкеологической компетентности специалистов физического воспитания / Т.Г. Дерека // Физическое воспитание студентов, 2016. – № 5. – С. 10-16. doi: 10.15561/20755279.2016.0502.
  4. Игнатьев В.П. Практико-ориентированное образование как гарантия повышения качества высшего образования / В.П. Игнатьев, Е.И. Михайлова, В.М. Саввинов // Евразийское Научное Объединение. – 2016. – Т. 2. – № 10 (22). – С.153-156.
  5. Каргаполов В.П. Организационно-управленческие основы непрерывного физкультурного образования: автореф. дис. …докт. пед. наук / В.П. Каргаполов. – М., 1992. – 32 с.
  6. Лубышева Л.И. Интеграция спортивной науки и образования – стратегический ресурс развития общества / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С.95.
  7. Пасюков П.Н. Развитие региональной науки в сфере физической культуры и спорта в контексте модернизации высшего профессионального образования / П.Н. Пасюков // Теория и практика физической культуры. – 2004. – T. II. – C. 11-15.
  8. Платонов Д.Н. Региональная направленность подготовки специалистов по физической культуре и спорту / Д.Н. Платонов, А.Н. Тамбовский, Е.В. Криворученко, Л.Л. Платонова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 7. – С. 9-10.
  9. Платонов Д.Н. Методологические подходы к организации профессионального образования в современных условиях / Д.Н. Платонов, И.А. Черкашин // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 12. – С. 42-50.
  10. Портнягин И.И. Научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников-спортсменов (на материалах Республики Саха, Якутия): дис. … докт. пед. наук / И.И. Портнягин. – Якутск, 2000. – 326 с.
  11. Черкашин И.А. Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление: дис. …докт. пед. наук / И.А. Черкашин. – Якутск, 2008. – 371 с.