Проблемное поле методологии диссертационных исследований в сфере шахматного образования и спорта

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров
Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – рассмотреть генезис структуры, актуальной проблематики, организационных подходов и связей диссертационных исследований отечественных ученых в сфере шахматного образования и спорта.
Методика и организация исследования. Изучение состоит из теоретико-методологической систематизации диссертационных исследований отечественных ученых, посвященных тематике решения проблем психолого-педагогических аспектов подготовки по виду спорта «шахматы», обучению шахматам, использованию шахматной игры в качестве средства реабилитации и социальной интеграции.
Результаты исследования и выводы. Проведен контент-анализ более 200 психолого-педагогических диссертационных исследований отечественных ученых в период 1946-2020 гг., посвященных проблематике обучения шахматам и спортивной подготовке по виду спорта «шахматы», выявлены фундаментальные и прикладные направления исследований, которые внесли неоценимый вклад в теорию и практику обучения шахматам, шахматное образование и процесс подготовки спортсменов по виду спорта «шахматы».
Тенденции диссертационных исследований, реализованные в области спортивной науки по виду спорта «шахматы», отражают актуальную проблематику, имеющую значение для оптимизации и совершенствование спортивной подготовки. Повышение качества современных научных исследований в сфере шахматного образования и спорта детерминировано, в целом, технологизацией процесса обучения шахматам, что подтверждает генезис тематики научных работ. Развитие системы организационных подходов и связей диссертационных исследований отечественных ученых в сфере шахматного образования и спорта характеризуется влиянием сформировавшихся научных школ, авторских коллективов, многовекторностью экспериментального процесса.

Ключевые слова: образование, шахматный спорт, диссертационные исследования, методология.

Литература

  1. Арансон М.В. Анализ современных тенденций научных исследований в спорте высших достижений / М.В. Арансон, Л.Н. Овчаренко, Э.С. Озолин и др. // Вестник спортивной науки. – 2016. – № 5. – С. 55-59.
  2. Михайлова И.В. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / И.В. Михайлова, А.И. Алифиров, А.С. Махов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 53-55.
  3. Послание президента РФ Федеральному собранию РФ от 15.01.2020 [Офиц. сайт] – Режим доступа URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 10.03.2021).