Особенности профессиональной подготовленности учителей физической культуры в области физиологии физического воспитания

ˑ: 

Доктор биологических наук И.А. Криволапчук1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент М.Б. Чернова1
1Институт возрастной физиологии РАО, Москва
2Государственный университет управления, Москва

Цель исследования – выявить особенности профессиональной подготовленности учителей физической культуры в области физиологии физического воспитания на основе заданий в тестовой форме.
Методика и организация исследования. В ходе исследования разработан методический инструментарий для изучения компетенций учителей физической культуры основной и старшей школ в области физиологии физического воспитания. Объем выборки составил 727 респондентов. Контролируемые параметры стратифицированной выборки – возраст, стаж работы, ступень преподавания.
Результаты исследования и выводы. Качественный анализ полученных данных показал, что у специалистов в области физической культуры, участвующих в исследовании, не вызвали затруднений задания, связанные с характеристикой изменений функционального состояния (ФС) в рабочем периоде, физиологическими основами развития двигательных способностей, некоторыми возрастными физиологическими особенностями детей. Хороший уровень знаний выявлен в отношении вопросов, связанных с общей физиологической классификацией физических упражнений по объему активной мышечной массы, физиологическим обоснованием принципов обучения технике физических упражнений, оценкой влияния физической активности на ФС и здоровье человека. Наибольшие затруднения вызывали вопросы, касающиеся возрастных физиологических особенностей детей в связи с занятиями физическими упражнениями, физиологической классификации и характеристики динамической циклической работы различной относительной мощности, характеристики изменений ФС в периоде восстановления, физиологических основ тренированности. Полученные результаты указывают на необходимость дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки специалистов по направлению «Физическая культура» в области физиологии физического воспитания.

Ключевые слова: физиология физического воспитания, задания в тестовой форме, учителя физической культуры, профессиональная подготовленность.

Литература

  1. Аванесов В.С. Педагогические измерения в контексте модернизации образования / В.С. Аванесов // Школьные технологии. – 2016. – № 1. – С. 123-137.
  2. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий / В.С. Аванесов. – М.: «Центр тестирования», 2005. – 156 с.
  3. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Спорт, 2019. – 656 с.
  4. Солодков А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Спорт, 2017. – 621 с.
  5. Спортивная физиология / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.
  6. Физиология человека / Под общ. ред. В.И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование, наука, 2001. – 492 с.
  7. Физиология человека / Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 496 с.