Алгоритм действий спортсмена в баскетболе с применением имитационного моделирования игровой деятельности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Рогожников1
Кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Батурин1
Кандидат педагогических наук Ю.В. Яковлев2
А.Е. Глинчикова2
1Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Санкт-Петербург
2Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург

Цель исследования – разработать пошаговый алгоритм действий профессиональных спортсменов на площадке на основе имитационного моделирования игровой деятельности.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие 24 игрока из баскетбольных команд Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации (АСК) и Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (НГУ), по 12 спортсменов мужской команды АСК и из НГУ. Исследование осуществлялось в два этапа: на первом этапе (сентябрь-октябрь 2019 г.) разрабатывался алгоритм действия игрока на площадке во время игры. На втором этапе (ноябрь-декабрь 2019 г.) проводился педагогический эксперимент по оценке эффективности алгоритма. Были сформированы контрольная группа (НГУ) и экспериментальная группа (АСК). Составляющими элементами имитационной модели стали: действия игроков на площадке; условия выполнения игроками этих действий; целостные алгоритмы деятельности баскетболистов в процессе игровой деятельности.
Результаты исследования и выводы. В результате применения пошагового алгоритма действий спортсменов во время игры с применением моделирования игровой деятельности игроки экспериментальной команды создали больше условий для выполнения бросков. В контрольной группе эффективность бросков не повысилась. Правильное расположение игроков экспериментальной группы и их действий во время игры позволило повысить общее количество подборов на 17 мячей, в том числе на своем щите – на 16 мячей. Увеличилось количество выполненных результативных передач (12 мячей) и снизилось количество потерь на 13. Как показали результаты исследования, разработанный пошаговый алгоритм действий баскетболистов на площадке во время игры на основе моделирования игровой деятельности способствовал повышению игровой эффективности.

Ключевые слова: баскетбол, моделирование игровой деятельности, алгоритм действий, игровая статистика.

Литература

  1. Вольский В.В. Рассмотрение модели физического воспитания студентов на основе накопления ими знаний по здоровому образу жизни / В.В. Вольский, В.Н. Коваленко, А.Е. Батурин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 2 (168). – С. 51-56.
  2. Германова А.А. Обучение сложнокоординационным двигательным действиям на основе мультимедийных технологий / А.А.  Германова, М.А. Рогожников, О.А. Сафонова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 35-37.
  3. Лосев Ю.Н. Изучение мотивации к занятиям физической подготовкой у студентов Санкт-Петербургской академии Следственного комитета РФ // Ю.Н. Лосев, Г.В. Руденко, А.Е. Батурин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 199-203.
  4. Лосев Ю.Н. Роль физической рекреации в формировании культуры личности курсантов военных вузов / Ю.Н. Лосев, А.Е. Батурин, М.А. Рогожников и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 3. – С. 68-70.
  5. Рогожников М.А. Cовершенствование точности броска в баскетболе с использованием средств пауэрлифтинга на фоне компенсаторного утомления / М.А. Рогожников, К.Н. Дементьев, В.В. Вольский и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – №  11. – С. 74-76.
  6. Рогожников М.А. Развитие нейромышечных связей у баскетболистов на основе применения тренажера fitlight (фитлайт) / М.А. Рогожников, А.Е. Батурин, Ю.В. Яковлев и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 9. – С. 9-11.
  7. Сорокин В.П. Цифровые технологии в практике физической подготовки в высшем военно-учебном заведении / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Д.Е. Иващенко и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 7 (161). – С. 257-262.
  8. Яковлев Ю.В. Психологические и физические факторы, влияющие на развитие профессионально важных качеств студентов горных факультетов / Ю.В. Яковлев, Н.В. Пахолкова, Ю.А. Доценко и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 29-31.