Преемственность программ антидопингового образования в системе спортивного воспитания

Преемственность программ антидопингового образования в системе спортивного воспитания

ˑ: 

Допинговые скандалы нанесли непоправимый вред репутации российского спорта. Стало понятным, что допинг представляет собой проблему, которая уже вышла за пределы спортивной деятельности и не только влечет за собой санкции спортсменам, но и наносит вред престижу государства и всему российскому обществу.
Международные разбирательства не приносят удовлетворения, какие-то факты подтверждаются, другие демонстрируют явный политический заказ на уничтожение здоровой конкуренции в современном спорте.
Несмотря на сложившуюся критическую ситуацию в системе российского спорта, антидопинговое образование проходит стадию становления и развития.
Целью создания антидопинговых программ является формирование установки у подрастающего поколения на недопустимость допинга в честном спорте. Антидопинговое образование направлено не только на юных спортсменов, но и на другие категории людей как средство формирования спортивной культуры подрастающего поколения. Широкий охват детей и подростков позволит осуществлять антидопинговую работу планомерно, системно и дифференцированно в зависимости от контингента обучаемых, их специфических интересов и мотивации к занятиям спортом.
Важно, что образовательные программы являются примерными, базовыми и предназначены для разработки рабочих программ, которые будут учитывать специфику аудитории, интересы и запросы обучающихся. Безусловно, что на содержание рабочих программ будет влиять и социальная обстановка, которая изменяется в зависимости от очередных конфликтных ситуаций в олимпийском спорте.
Особенность образовательной антидопинговой программы для дошкольников заключается в том, что большая часть объема материала посвящена не узким проблемам борьбы с допингом, а знакомству детей с представлениями о спорте, о сути спортивных правил и честной игры. С учетом особенностей детской аудитории в программу включены краткие сюжетные сказки о добре и зле, где, как правило, побеждает добро. Герои сказок договариваются жить честно. Методически грамотно выстроенные программы позволяют познакомить детей со спортом и честной игрой.
Педагогически обоснованные базовые антидопинговые программы, как правило, нацелены на вводно-ознакомительное содержание, которое позволяет раскрыть актуальные проблемы, связанные с употреблением и борьбой с допингом в спорте. Типовая программа может быть адаптирована к условиям общеобразовательной школы и структурно входить как образовательный модуль в изучение предмета «Физическая культура» или частично читаться на других дисциплинах: «Безопасность жизнедеятельности», «Биология» и т. д.
Очень важны образовательные антидопинговые программы для профессиональных образовательных организаций. Они схожи по содержанию с программами для общеобразовательных школ.
Тем не менее главный акцент в антидопинговом образовании делается на программах, предназначенных для организаций, осуществляющих свою деятельность в области физической культуры и спорта. Выпускники этих образовательных организаций будут работать тренерами-преподавателями, учителями физической культуры. Специфика обучения данного контингента заключается в том, что они будут непосредственно принимать участие в организации спортивной деятельности, при этом иметь твердую позицию о недопустимости использования допинга в тренировочном и соревновательном процессах.
Примером построения антидопинговой образовательной программы для студентов может служить исследование, проведенное авторами первой статьи «Перспективы» М.Н. Пуховской, М. А. Пахноцкой, Е.А. Христенко, Д.А. Климкиной (Москва). В ходе экспериментального исследования для студентов был разработан и внедрен учебный курс по антидопинговому образованию, который состоял из лекционных, методико-практических и контрольных занятий. Лекционный курс включал такие темы, как: «История становления борьбы с допингом», «Россия в международном спортивном и олимпийском движении», «Международное олимпийское движение как фактор развития спортивной культуры студентов», «Студенческий спорт. История, развитие и современное состояние». Темами методико-практических занятий стали: «Антидопинговые правила», «Процедура допинг-контроля», «Роль тренера и родителей в процессе формирования антидопинговой культуры», «Психология профилактики допинга в спорте». Контрольные занятия проходили в форме тестирования в google-форме после каждой темы, а также каждый студент проходил обучение на сайте РУСАДА и получал сертификат. Анализ результатов оценки уровня знаний о допинге и мерах по борьбе с ним показал, что у большинства студентов присутствует сложившееся понимание причин употребления допинга, таких как неудачное выступление на соревнованиях, уверенность, что допинг является неотъемлемой частью спорта, пренебрежение рисками для здоровья, давление окружающих (тренер, родители, друзья). В ходе исследования установлено, что вопросы психолого-педагогического сопровождения спортсменов в части, касающейся коррекции поведения в отношении допинга, являются приоритетными.
Проблема допинга в спорте является вопросом общественной значимости, что, в свою очередь, усиливает необходимость повышения антидопингового образования специалистов всех уровней и направлений в сфере физической культуры и спорта.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск новых подходов в педагогике, связанных с разработкой и совершенствованием форм и методов антидопингового образования детей, подростков и молодежи, спортсменов и будущих специалистов в области спорта.
 
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры  РФ, д.пед.н., профессор Л.И. Лубышева