Формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Мезинов1
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Захарова1
Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Карпачева1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Б. Ларина1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – выявить и экспериментально обосновать орга­ни­за­ционно-педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию в образовательном процессе вуза.
Методика и организация исследования. Готовность будущего учителя к профессионально-личностному саморазвитию рассматривается как процесс собственной активности в изменении, духовно-нравственном развитии. Ее диагностика и формирование осуществляются в единстве структурных компонентов: мотивационно-ценностном, когнитивном, деятельностном и рефлексивно-оценочном.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В исследовании приняли участие 65 студентов 2-4-х курсов. Диагностика была проведена с использованием методики К. Замфир (в модификации А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности», тестов и тестовых заданий на оценку сформированности компонентов готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию.
Результаты исследования и выводы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию обеспечивается совокупностью следующих организационно-педагогических условий: осуществление педагогического сопровождения профессионального становления будущего учителя с опорой на систему стимулов и мотивов в условиях конкурентной среды; погружение будущих учителей в профессионально-насыщенную образовательную среду; вовлечение студентов в совместную творческую деятельность, направленную на реализацию личностного и профессионального потенциала; включение будущих учителей в рефлексию и самооценку результатов учебно-творческой деятельности.

Ключевые слова: личность, учитель физической культуры, про­фес­сио­на­льно-личностное саморазвитие, самосовершенствование, готовность к профессионально-личностному саморазвитию.

Литература

  1. Батаршев А.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания / А.В. Батаршев, И.И. Макарьев // Концепт. – 2014. – № 12. – С. 16-20.
  2. Васютенкова И.В. Развитие поликультурной компетентности учителя: монография / И.В. Васютенкова. – LAP LAMBERT AcademicPublishing, Германия, 2014. – 148 с. 
  3. Замфир К. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» / К. Замфир (в модификации А. Реана) / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – С. 235-237.
  4. Карасева Т.В. Развитие ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья будущего педагога средствами физического воспитания / Т.В. Карасева, О.В. Турбачкина, А.М. Лощаков // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 25-28.
  5. Митина Л.М.  Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 376 с.
  6. Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека / О.В. Москаленко // Мир психологии. – 2004. – № 4. – С. 169-178.
  7. Рыбанчук Н.А. Модель подготовки современного учителя в процессе физического воспитания в педагогическом вузе нефизкультурного профиля / Н.А. Рыбанчук // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 12. – С. 5-7.
  8. Степанова И.Ю. Становление профессионального потенциала педагога в процессе подготовки: монография / И.Ю. Степанова. – Красноярск: СФУ, 2012. – 399 с.