Коррекция физических кондиций подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с использованием боевых единоборств

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор Ю.А. Буков1
Кандидат педагогических наук Н.Г. Георгиева1
Кандидат педагогических наук И.М. Белоусова1
Кандидат биологических наук, доцент О.В. Хомякова1
1Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь

Цель исследования – экспериментально обосновать программу тренировочного процесса на основе техник боевых единоборств, разработанную с учетом исходного уровня физических кондиций подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Методика и организация исследования. В экспериментальной работе приняли участие 15 подростков, относящихся по состоянию здоровья ко второй медицинской группе, в которую зачисляются лица с хроническими заболеваниями без отягощенной патологии. Учебно-тренировочный процесс проводился 3 раза в неделю по 2 ч и не предусматривал участия в соревнованиях. Педагогический эксперимент длился 8 месяцев. Оценка уровня и гармоничности физического развития включала в себя измерения массы тела (кг), длины тела (см), определение индекса массы тела (ИМТ, кг/м2), жизненного индекса (ЖИ, мл/кг), силового индекса (СИ, %). Заключение об уровне физического развития проводили с использованием центильного метода; оценка функционального состояния организма занимающихся проводилась с использованием пробы Мартине–Кушелевкого, пробы Штанге (с), индекса двойного произведения (ИДП, усл. ед.), индекса Скибинской (ИС, усл. ед.); с целью оценки уровня физической подготовленности применяли следующие педагогические тесты: «6-минутный бег» (м), «Наклон вперед из положения сидя» (см), «Прыжок в длину с места» (см), «Челночный бег» (с), «Поднимание туловища в сед за 1 мин» (раз).
Результаты исследования и выводы. Рационально построенный режим физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях способствовал проявлению корригирующего эффекта. Уровень физического развития приблизился к средним значениям. Использование в тренировочном процессе достаточно большого объёма аэробных упражнений обеспечило функциональное развитие кардиореспираторной системы, повышение её адаптационных резервов. Сложнокоординационные упражнения, характерные для боевых единоборств, являлись эффективным средством развития ловкости и быстроты у подростков второй группы здоровья. Итогом педагогического эксперимента можно считать повышение физических кондиций подростков второй группы здоровья.

Ключевые слова: подростки, физические кондиции, коррекция, боевые единоборства.

Используемая литература

  1. Ашкинази С.М. Технико-тактическая подготовка спортсменов в комплексных единоборствах: монография / С.М. Ашкинази, К.В. Климов. – Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Воен. институт физ. культуры. – Санкт-Петербург, 2016. – 145 с.
  2. Фирсин С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах / С.А. Фирсин // Научные записки университета им. М.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11. – С. 157-162.
  3. Физкультурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия в школе в соответствии с ФГОС. Содержание, методика, сценарии / авт.-сост. Л.И. Бережная, Е.Г. Диканова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 96 с
  4. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «смешанное боевое единоборство (ММА)» 24.03.2017. – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/2017/doc/Prikaz245ot24032017.pdf
  5. Филимонова С.И. Физическая культура студентов специальной медицинской группы: учебник для студентов с отклонениями в состоянии здоровья высших учебных заведений, обучающихся по всем направлениям подготовки / С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Г.Б. Глазкова и др. – М., 2020.