Особенности психологических взаимоотношений преподавателей физической культуры в вузе

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Скрыгин1
Кандидат педагогических наук А.Л. Юрченко1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Никишин1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Ануров1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Цель исследования – установление природы проявления агрессивности и выявление взаимосвязи перфекционизма и агрессии в служебных взаимоотношениях.
Методика и организация исследования. Исследование организовано и проведено на базе Финансового университета при Правительстве РФ. В исследовании приняли участие 53 человека, из них 2 – МСМК, 17 – МС, 20 – КМС, 16 – спортсмены низших разрядов. Выборка для исследования состояла из 25 мужчин и 28 женщин в возрасте от 25 до 65 лет. Методы исследования: социологический опрос (методика П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта); для выявления величины агрессии и ее направленности был использован метод Л.Г. Почебут; методы математической статистики.
Результаты исследования и выводы. Доминирующим качеством невротической детерминации сотрудников являются два вида перфекционизма: перфекционизм, «адресованный себе», и перфекционизм, «адресованный другим». Первую группу перфекционистов составили 37,7% опрошенных с высоким уровнем перфектных установок, «адресованных другим». Вторую группу составили 62,3% респондентов с высоким уровнем перфекционизма, «адресованного себе». Установлена статистически значимая связь между вербальной и физической агрессией с показателями перфекционизма, «адресованного другим». Выявленная взаимосвязь двух видов перфекционизма с вербальной, физической, предметной и эмоциональной агрессией позволяет вырабатывать меры профилактики агрессивных проявлений в служебных взаимодействиях и повышать качество психологических взаимоотношений преподавателей физической культуры.

Ключевые слова: физическое воспитание, преподаватели, вербальная, физическая, предметная и эмоциональная агрессия.

Литература

  1. Бойко В.В. Психоэнергетика / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» / И.И. Грачева, П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. – 2007. – № 006 Vol. 27. – С. 73-81.
  3. Гринберг Л.3. Введение в работы Биона: группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика / Леон Гринберг, Дарио Сор, Элизабет Табак де Бьянчеди; [пер. с англ. А. Шуткова]. – М.: Когито-Центр, 2007.
  4. Павленко Т.А. Психологические предикторы агрессивного поведения подростков. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: матер. всерос. науч.-практ. конф. / Т.А. Павленко. – М., 2016. – С. 313-317.
  5. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии: учеб. пособие / Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2003. – 452 с.
  6. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы: монография / Л.Г. Почебут. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004.
  7. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1992. – № 6. – С. 35-71.
  8. Скрыгин С.В. Психологические особенности тренеров в области юношеского спорта / С.В. Скрыгин // Экстремальная деятельность человека, научно-методический журнал. – 2019. – № 1 (59). – С. 43-46.
  9. Узнадзе Д.Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни. [Текст] / Д.Н. Узнадзе / под ред. И.В. Имедадзе, Р.Т. Сакварелидзе. – М.: Смысл, 2014. – 365 с.