Характеристика трудностей реализации задач спортивной подготовки с учетом эмоциональной сферы юного спортсмена

ˑ: 

Соискатель А.В. Кондратьев1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
1Московский педагогический государственный университет, Москва

Цель исследования – охарактеризовать содержание ключевых трудностей реализации задач спортивной подготовки с учетом эмоциональной сферы юного спортсмена.
Методика и организация исследования. Исследование опиралось на ряд методов: анализ научно-методической литературы, интервьюирование, сравнительно-сопоставительный, корреляционный, кластерный, факторный анализ. Контингент вовлеченных – 40 юных спортсменов г. Москвы (хоккей с шайбой).
Результаты исследования и выводы. Корреляционные плеяды вариации достоверных связей между проявлениями социального, эмоционального интеллекта, социальной креативности личности, эмоционального компонента отношений в диаде «тренер–спортсмен» позволили рассмотреть среду спортивной подготовки как социально и эмоционально активную и формирующую адаптивные способности. Содержательная характеристика перспективных линий развития арсенала эмоционально компетентного поведения обусловила актуализацию развития умений преодолевать проблемные зоны спортивной подготовки, отраженные в ведущих факторах – в спектре наибольших трудностей: непосредственной адаптации к требованиям спортивной деятельности (где бóльшим факторным весом обладают актуальные эмоциональные трудности: «необходимости сохранять и наращивать физические и психические усилия на фоне нервно-психического утомления» и «реализации исполнительской культуры, мобилизации усилий при соорганизации требований деятельности»); опосредованной адаптации к требованиям деятельности через призму проявлений эмоциональной сферы тренера, регулятивного контроля его профессионального поведения (адаптации к «разрыву конструктивного общения, отсутствию эмоциональной поддержки тренера»; «эмоциональной усталости тренера, эмоциональной изоляции при неясности причин смены отношения»); собственной эмоциональной реакции при восприятии ситуаций, тормозящих реализацию задач спортивной подготовки («освоению корректного анализа неуспешного события при его проработке и необходимости «забывать» неэффективные результаты»).

Ключевые слова: спортивная подготовка; юный хоккеист; трудности реализации задач, эмоциональная сфера, перспективы развития.

Литература

  1. Занковец В.Э. Периодизация комплексного контроля физической подготовленности в профессиональном хоккее / В.Э. Занковец // Наука и современность. – 2015.– № 39. – С. 44-46.
  2. Квашук П.В. К проблеме управления системой подготовки спортивного резерва / П.В. Квашук, Н.П. Грачев, И.Н. Маслова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011.– № 2 (72). – С. 109-112.
  3. Кузьменко Г.А. Особенности адаптации юных спортсменов к стрессовым ситуациям / Г.А. Кузьменко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. − № 4. − С. 62-67.
  4. Лубышева Л.И. Массовая спортивная подготовка – новый вектор спортизации населения страны / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 3. – С. 99.
  5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. – СПб.: «Лань», 2005. – 384 с: ил.
  6. Мезенцева Н.В. Психолого-педагогические аспекты управления / Н.В. Мезенцева, В.И. Стручков, А.А. Авдеев и др. // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – Т. 4. – № 9. – С. 1277-1287.