Диагностика самореализации студенческой молодёжи в физкультурно-образовательном пространстве вуза

ˑ: 

Доктор философских наук, профессор В.П. Бабинцев1
Аспирант Я.А. Гончарук1
Кандидат социологических наук, доцент С.В. Гончарук1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Комарова1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – диагностика самореализации студенческой молодёжи физкультурно-образовательного пространства вуза.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2018 г. в вузах Белгородской, Курской и Липецкой областей. Социологическое исследование включало анкетный опрос и верифицировалось экспертами. В исследовании участвовало 1000 представителей студенческой молодёжи. Для решения поставленных задач была использована совокупность взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического исследования: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование; эмпирические методы: анкетный опрос, а также глубинное интервью. Организация социологического исследования преследовала цель получить данные об отношении студенческой молодежи не только к базовой части дисциплины «Физическая культура», но к формам самореализации в физкультурно-образовательном пространстве вуза. Авторы исследования выделяют следующие формы самореализации акторов в физкультурно-образовательном пространстве вуза: посещение элективной части дисциплины «Физическая культура»; посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное от учёбы время; участие в физкультурно-образовательных мероприятиях; выполнение нормативов ВСФК ГТО.
Результаты исследования и выводы. На основе результатов исследования рассматриваются проблемы посещения студенческой молодёжи элективной части дисциплины «Физическая культура», спортивного (тренажерного) зала в свободное от учёбы время; участия акторов в физкультурно-образовательных мероприятиях, выполнении нормативов ВСФК ГТО. Авторы особенно подчеркивают, что сформированные ценностные ориентации и потребности способны стимулировать студенческую молодежь заниматься физической культурой и спортом вне учебного процесса для удовлетворения потребностей, не связанных с успеваемостью в вузе. Делается вывод о том, что при достаточно высоком включении студентов в процессы, протекающие в физкультурно-образовательном пространстве вуза, имеют место существенные ограничения их активности, связанные с дефицитом ресурсов и психологическими барьерами. Основным же фактором, снижающим степень удовлетворенности, авторы исследования считают низкий уровень мотивации студенческой молодёжи, так как около половины представителей студенческой молодёжи недостаточно вовлечены в процессы, протекающие в физкультурно-образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: физкультурно-образовательное пространство вуза, технология проектного управления, диспозиции, самореализация субъекта, студенческая молодёжь.

Литература

  1. Анализ результатов анкетирования обучающихся Университета ИТМО «Отношение к физической культуре и спорту» // Студенческий спортивный клуб «Кронверкские барсы». 2013-2016. – Режим доступа: https://kronbars.ifmo.ru/news/106/ (дата обращения 14.11.2020 г.).
  2. Гончарук Я.А. Исследование удовлетворенности субъектов физкультурно-образовательного пространства вуза / Я.А. Гончарук // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – № 11. – С. 21-22.
  3. Гончарук Я.А. К вопросу обоснования физкультурно-образовательного пространства высшей школы / Я.А. Гончарук // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология. – 2019. – № 1. – С. 32-36.
  4. Гущина Л.Ю. Эмоционально-ценностное отношение студентов к участию в спортивно-массовых мероприятиях / Л.Ю. Гущина. – М.: ОНВ. 2011. – № 2 (96). – С. 148-151.