Формирование валеологической компетентности будущих инженеров

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Зароднюк1
Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов1
Д.Б. Селюкин1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – определение и экспериментальное обоснование педагогических условий, способствующих эффективному формированию валеологической компетентности будущих инженеров.
Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа по формированию валеологической компетентности проводилась с сентября 2019 г. по май 2020 г. на базе Санкт-Петербургского горного университета, участниками электронного обучения выступили 244 студента 1-го курса горного и электромеханического факультетов. На этапах исследования были проведены: опрос, анкетирование, тестирование, математическая обработка полученных результатов.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования определены и эмпирически проверены педагогические условия эффективного формирования валеологической компетентности будущих инженеров. Реализации данных педагогических условий способствовало электронное обучение по разработанному нами курсу «Основы валеологии». По результатам опытно-экспериментальной работы зафиксирована положительная динамика развития компонентов валеологической компетентнции будущих инженеров. Студент должен находиться в ситуации «активного субъекта деятельности», при которой усиливались мыслительная и познавательная активность, ставились личностно значимые цели и принимались ответственные, самостоятельные решения. Важным условием развития субъектной позиции студента выступают соответствие, согласованность внешних педагогических воздействий с его внутриличностным потенциалом, индивидуальным опытом и возможностями

Ключевые слова: будущие инженеры, электронное обучение, валеологическая компетентность, педагогические условия.

Литература

  1. Вахнин Н.А. Валеолого-педагогическое сопровождение физического воспитания студентов технического вуза как фактор профессиональной подготовки и творческого развития личности / Н.А. Вахнин, Е.Г. Вахнина // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 15-16.
  2. Кирьякова А.В. Аксиология образования: ориентация личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. – М.: Дом педагогики, 2009. – 318 с.
  3. Костромин О.В. Профессионально-прикладная подготовка студентов горных специальностей на основе выбранного вида спорта / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 37-39.
  4. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Коростелев // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 21-22.
  5. Михайловский С.П. Спортивное ориентирование в системе профессиональной подготовки студентов-геологов / С.П. Михайловский, М.М. Громов, А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 4. – С. 38-39.
  6. Руденко Г.В. Физическая подготовка студентов полевых специальностей / Г.В. Руденко, О.В. Костромин, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 15-16.