Комплексное применение средств физической культуры студентов в преодолении энтропии SARS-CoV-2

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Григорьев1
М.М. Громов2
А.И. Коваленко2
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – улучшение качества жизни, здоровья и активности студентов в разные фазы пандемии SARS-CoV-2 на основе реабилитационной программы модульного типа, реализованной в рамках занятий элективной физической культурой.
Методика и организация исследования. Комплексное исследование, наряду с анализом образовательных порталов, интернет-сайтов и методической литературы включало оценку физического развития, здоровья и двигательной активности студентов, а также применение на занятиях элективной физической культурой реабилитационной программы модульного типа. В разные фазы пандемии наблюдались 620 студентов, юношей и девушек в возрасте 18,1±0,4 года. Выборка разделена на 4 группы. В первую группу (n=490 чел.) вошли студенты основного отделения. Во вторую группу (n=82 чел.) – подготовительного отделения; в третью группу (n=42 чел.) – специального медицинского отделения и в четвертую – студенты с ОВЗ (n=6 чел.). Мониторинг здоровья проводился по шкалам «Качество жизни» – sf-36 [5]. Резистентность к нагрузкам определялась по динамике PWC170, МОК, СОК, ЧСС, АД, длительности сердечного цикла R-R, ИНМ общего обмена веществ (ООВ). По динамике зрительно-моторных реакций ВОД, РДО, SAN, Т-тmax оценивалось психомоторное состояние и общая алертность. Исследования проведены на базе Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Статистическая обработка данных проведена с помощью программного пакета STATISTICA 6,0.
Результаты исследования и выводы. Выявлена связь между занятиями элективной физической культурой, увеличением суточного объема двигательной активности и энерготрат, ростом качества жизни в разные фазы пандемии SARS-CoV-2. Доказано, что пошаговое овладение контентом реабилитационной программы модульного типа обеспечивает защиту студентов от непредсказуемых ситуаций, вызванных пандемией. На эффективность реабилитационной программы указывает достижение верифицируемого уровня функционального состояния, активности и результатов в двигательных тестах.

Ключевые слова: алертность, гипокинезия, кризис, локдаун, флуктуации.

Литература

  1. Волкова Л.М. Особенности дистанционного обучения в онлайн-режиме конференций студентов авиационного вуза / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7 (185). – С. 58-60.
  2. Губа В.П. Коронавирус как новая реальность спортивного дискурса / В.П. Губа, Р.В. Белютин, Е.Е. Ачкасов // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 7. – С. 72-75.
  3. Карасев А.Г. Роль самостоятельных занятий физической культурой и спортом в условиях пандемии / А.Г. Карасев, О.А. Казакова, Л.А. Иванова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 5 (183). – С. 195-199.
  4. Лубышева Л.И. Философские этюды к современному пониманию физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева // Физическая культура и здоровье молодежи: XVI Всероссийская научно-практическая конференция, 27 марта 2020 г. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2020. – С. 15-17.
  5. Опросник «Качество жизни» – sf-36. – URL: https: //massage-sport.ru/sf_36 (дата обращения: 12.10.2020).
  6. Усачев Н.А. Организация дистанционного обучения в вузах по циклам дисциплин «Физическая культура и спорт» / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7 (185). – С. 414-422.