Цифровой подход в организации физической культуры и спорта в вузе

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Шутова1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Б. Андрющенко1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Орлан2
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Рыжкин3
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
3Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Цель исследования – экспериментальное обоснование концепции инфор­ма­ционно-цифровой образовательной среды по ФКиС в вузе, обеспечивающей здоровьесбережение, повышение двигательной активности и улучшение функционального состояния студентов.
Методика и организация исследования. Научная работа проведена на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова, в которой приняли участие 6812 студентов (2017-2020 г.). В педагогическом эксперименте преобразованы средства ФК за счет увеличения фитнес-тренировок. Наряду с этим расширены цифровые инструменты и диагностические мероприятия, позволяющие усовершенствовать самостоятельные тренировки, уровень знаний о здоровье, средства контроля двигательной активности, использования мобильных приложений в контроле питания, состава тела, функционального состояния. Проведены курсы повышения квалификации преподавателей ФК, мастер-классы по созданию онлайн-курсов и цифровым сервисам по ФКиС. В качестве инструментальных методик и программного обеспечения выбраны: опросники и тесты в «Google Forms», комплексы компьютерного исследования функционального состояния «Esteck System Complex», «Омега-М». Мобильные приложения: «Нealth», «Muscle and Motion», «Nike Run Сlub», «Nike+ trainingclub» и др.
Результаты исследования и выводы. Достигнута положительная динамика морфофункционального состояния студентов, их мотивации к занятиям ФКиС и уровня двигательной активности в результате расширения информационно-цифровых ресурсов и увеличения средств фитнеса. В переустройстве ФК 45% студентов рекомендовали расширить внедрение мобильных приложений, 26,7% интересует тема по быстрым и эффективным методикам укрепления мышечного компонента, повышения тонуса мышц, снижения массы тела. Высокую оценку (10 баллов) информационно-цифровой образовательной среды по ФКиС в РЭУ им. Г.В. Плеханова выражают 21,7% студентов.

Ключевые слова: студенты, занятия физической культурой, двигательная активность, информационно-цифровая образовательная среда, онлайн-обучение.

Литература

  1. Движение Парк Ран Великобритания (Park Run) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.parkrun.org.uk/ (дата обращения: 17.06.2020).
  2. Кампания по повышению уровня двигательной активности «Найди свои 30 минут» (FindYour 30). Австралия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sportaus.gov.au/findyour30 (дата обращения: 19.06.2020 г.).
  3. Касаткина Н.П. Цифровизация образования. Опыт внедрения / Н.П. Касаткина // Преемственность в образовании. – 2019. – №  23 (10). – С. 643-648.
  4. Национальная компания по повышению двигательной активности «Двигайся по-своему!» (MoveYourWay), США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://health.gov/moveyourway (дата обращения: 19.06.2020 г.).
  5. Токсонбаев Р.Н. Цифровизация образования – основополагающий фактор развития будущего / Р.Н. Токсонбаев, А.А. Абдыкадыров // Преемственность в образовании. – 2019. – № 23 (10). – С. 661-664.
  6. Филимонова С.И. Инновационное содержание обучения по физической культуре и спорту будущих предпринимателей / С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.О. Аверясова. – Культура физическая и здоровье. – 2020. – № 3 (75). – С. 73-76.
  7. Шутова Т.Н. Деятельностно-ориентированные и цифровые технологии в профессиональной переподготовке инструкторов и тренеров по спорту: монография / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, К.Э. Столяр и др. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2020. – 248 с.