Perception of Future in Physical Education and Sports Process: Problems and Prospects

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Яковлев1
Доктор педагогических наук, профессор Е.П. Врублевский2, 3
Кандидат педагогических наук, доцент В.И. Стадник1
А.А. Кравченин1
Магистр М.А. Яковлева4
Магистрант Н.А. Глушенко5
1Полесский государственный университет, Пинск, Республика Беларусь
2Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Республика Беларусь
3Зеленогурский университет, Зеленая Гура, Польша
4Смоленский государственный университет, Смоленск
5Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

Цель исследования – выявить психолого-педагогические особенности формирования восприятия будущего в юношеском периоде в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты дневного обучения 17–20 лет, обучающиеся в Смоленской академии профессионального образования (ОГБПОУ СмолАПО) и занимающиеся различными видами спорта (n=47). В определении креативности как черты характера приняли участие юноши (n=18) и девушки (n=17) г. Смоленска, ученики 10-го класса в возрасте 15-16 лет, посещающие спортивные секции по игровым видам.
Результаты исследования и выводы. Определены уровни общего показателя осмысленности жизни, индекса общей жизненной удовлетворенности и иррациональных установок студентов вуза, выявлена корреляционная связь между шкалами иррациональных установок и уровнем индекса жизненной удовлетворенности.

Ключевые слова: иррациональное, креативность, физкультурно-спортивная деятельность, характер, юношеский возраст.

Литература

  1. Быховская И.М. Образование и культура здоровья / И.М. Быховская // Дети России образованны и здоровы: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. – М., 2005. – С. 28-32.
  2. Врублевский Е.П. Морфофункциональные аспекты отбора и тренировки спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е.П. Врублевский, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 4 (50). – С. 33-38.
  3. Газарова Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ / Е.Э.  Газарова // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: ACT, 2005. – С. 558- 574.
  4. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии / П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 308 с.
  5. Колесниченко В.О. Значение характера в самореализации и саморегуляции творческой личности / В.О. Колесниченко // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2013. – № 2 (52). – С. 353-335.
  6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
  7. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард / Пер. с нем. – М.: Эксмо, 2006. – 347 с.
  8. Личко А.Е. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М.: Апрель-Пресс, 2009. – С. 111-241.
  9. Семенов В.Г. Закономерности адаптационной изменчивости силы мышц женщин-спринтеров в процессе становления спортивного мастерства / В.Г. Семенов, Е.П. Врублевский // Теория и практика физ. культуры. – 2000. – № 9. – С. 22-24.
  10. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / А. Эллис / Пер. с англ. – СПб.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.
  11. Яковлев А.Н. Научно-методические основы физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшей школы в контексте новых представлений о спорте как мировой религии нашего времени: монография / А.Н. Яковлев. – Смоленск: Филиал ФГОУВПО «РГУТиС», 2009. – 368 с.
  12. Яковлев А.Н. Физкультурно-спортивная деятельность: проблема телесности и пластики движений / А.Н. Яковлев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 5 (99). – С. 151-159.
  13. Яковлев А.Н. Социально-философские аспекты исследования проблемы телесности в физкультурно-спортивной деятельности / А.Н. Яковлев // Известия Сочинского государственного университета. – 2014. – № 1 (29). – С. 287-290.
  14. Яковлев А.Н. Креативность характера и особенности физ­ку­ль­тур­но-спортивной деятельности в системе интеграционного образовательного процесса Республики Беларусь и Российской Федерации / А.Н. Яковлева, М.А. Яковлева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 10 (140). – С. 274-277.