Философские этюды к пониманию кинестезы

ˑ: 

В концепции философии спорта М. М. Ибрагимова «кинестеза» обозначает духовные истоки телесной, физической двигательной активности человека как части всемирного порядка, космоса.
Философским смыслом физической активности является «опредмечивание» посредством участия в соревнованиях жизненной силы духа, его способности к телесному (физическому) творчеству. Спортсмен по своей сути самодостаточная личность, потому что не испытывает своей неполноценности, ущербности, потери, как правило, он целостный человек, живущий полноценной жизнью, с ощущением наполненности ее радостью эмоций. Известно, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля осуществляет реализацию деятельности посредством данных черт характера. Для спортсменов, в отличие от других людей, важно уметь полностью отдаться тренировочной работе, в соревновательной деятельности нужна максимальная самоотдача, «работа через не могу». Не менее важными умениями становится дистанцирование от окружающих (болельщиков), самодисциплина. Спорт формирует человека как личность эффективнее, чем учебная и трудовая деятельность, поскольку мотивация спортсмена к достижению высокого спортивного результата, как правило, заставляет его преодолевать усталость и «раздвигать» собственные способности до максимального предела. По данным многих исследователей, спортсмены более экстравертированы и эмоционально устойчивы, чем люди, которые не занимаются спортом. С ростом спортивного мастерства увеличивается уверенность в себе, независимость взглядов и поведения, сдержанность, конкурентность, волевой контроль, защита своего «Я», высокое самоуважение. Спортсмен всегда находится на перекрестке векторов от успеха до поражения, он обязан уметь «научиться держать удары судьбы», «переболеть» от побед и отчаянья.
Двигательная активность – движение чувств человека, его тяготений, мыслей к самому себе и ко всему, что существует вокруг него (М. М. Ибрагимов, 2016). Кинестеза фиксирует ситуацию, когда чувства стимулируют движение тела. Глубинная сущность спорта – в объединении духовной и телесной сторон бытия. По крылатому выражению современных философов, спортсмен «думает» всем телом, сочетая мысль и чувство. Спортивное действо – некая телесная интенциональность, своеобразная «песня сердца» (Н. Ю. Мазов, 2008).
Спортивная деятельность рассматривается нами как экстремальная, происходящая в напряженных социально-психологических условиях, в которых постоянно находится спортсмен до и во время соревнований. Здесь и проявляется запредельное напряжение человеческого духа и тела. Спорт символизирует ситуации постоянных рисков в жизни человека и человечества в целом.
Кинезиологам, видимо, еще предстоит обосновать, что кинезиология – это наука о движении не только тела, но и чувств, а спорт дает возможность исследовать тот морально-психологический ресурс, позволяющий человеку балансировать и успешно существовать в различных жизненных ситуациях.
Наряду со спортивной деятельностью по-прежнему активно развивается феномен культуры физической, который особым образом формирует телесно-физическое бытие, преобразует телесно-физическое естество человека, поддерживает личностное стремление и волю к физическому совершенствованию путем реализации тренировочных программ оздоровительной направленности. В отличие от спортивной культуры средства и методы культуры физической в большей степени способствуют гармоническому совершенствованию человека.
По мнению авторов первой статьи «Перспективы» профессора М. А. Маниковской и доцента Л. В. Бянкиной (Хабаровск), парадигмальные поиски открывают перспективу аналитики физической культуры. Перед человеком, бесконечно открытым миру, согласно базовому положению современной философской антропологии существует множество жизненных путей. И он же в конечном счете ответственен за свой смысложизненный выбор. Субъектность физической и спортивной культуры задает и проектирует человеческую реальность в ее телесно-физической модальности в виде образцов: желаемых образов телесно-физических качеств. Это осуществляется в символической (или собственно культурной) форме исследуемого феномена. Забота символической формы – выработка и создание моделей желаемых образов телесно-физического совершенства, научно обоснованных программ и методик их воплощения. Ничем не заместимый творческий, созидательный потенциал физической культуры и спорта может осуществляться в полной мере только при наличии оптимальной деятельности, разветвленной системы специальных социальных институтов. К их числу относятся не только учебные заведения, но и другие социальные институты, осуществляющие функции управления, планирования, финансирования, информационного обеспечения. Субъектность физической культуры и спорта, плодотворно осуществляемая во всех формах, способна формировать идентичность не только человека, но и нации, о чем убедительно свидетельствует опыт ярких физкультурно-спортивных событий.
 
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.
 
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева